«

»

Апр 29

Производство фальшивых окаменелостей уже стало эпидемией

Если вы откроете новостные страницы палеонтологических сайтов, то обнаружите, что подавляющее большинство самых невероятных окаменелостей родом из Китая. Ничего удивительного в этом нет. Но по иронии именно в этой стране налажено производство поддельных ископаемых фактически в промышленных масштабах. Одно из таких ископаемых – «археораптор» (так называемое переходное звено от рептилий к птицам) в 1999 г. попало на обложку журнала National Geographic. И если бы не сенсационность находки и связанная с этим тщательная проверка, выявившая фальшивку, то не исключено, что «археораптор» красовался бы на страницах школьных учебников как первое свидетельство эволюционного превращения динозавров в птиц.

На сегодняшний день проблема поддельных китайских окаменелостей, достигла таких масштабов, что ей посвятили публикацию в журнале Science. По данным автора статьи, в последнее время поддельные окаменелости не только заполонили палеонтологический рынок, но и проникли в музеи, в том числе и в самом Китае. В статье говорится, что в некоторых китайских музеях до 80% образцов ископаемых морских рептилий являются, по сути, «палеоартом» – они скомбинированы из частей разных скелетов, а то и вовсе доделаны с использованием искусственных материалов. Попадаются и полностью фальшивые скелеты, в которых окаменелостей нет вообще.

В большей степени эта проблема касается небольших провинциальных музеев, но фальшивки проникают и в крупные музеи китайских городов. Где-то недостаточно квалифицированные специалисты просто не могут распознать подделку, а где-то ради зрелищности экспонатов сознательно идут на подлог.

В интервью сайту www.china.org.cn палеонтолог Ли Чунь (Li Chun) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук (Institute of Vertebrate Paleontology and Palaeoanthropology, Chinese Academy of Sciences) сравнивает появление подделок в музеях с отравлением продуктов питания, которое может иметь серьезные последствия в будущем. Фальшивые окаменелости не только вводят в заблуждение посетителей музеев, при их изготовлении уничтожаются и портятся настоящие окаменелости. А ведь музеи – не только места, где люди могут увидеть скелеты вымерших животных, но и научные центры. Специалисты – палеонтологи изучают собранные там окаменелости. А что сможет изучить специалист, если перед ним вместо настоящего скелета лежит красивый, но наполовину пластмассовый ихтиозавр, немногочисленные настоящие кости которого отшлифованы и покрыты слоями краски? Одно дело, когда в музее выставляются слепки и копии, но всем известно, что это не настоящие окаменелости и совсем другое, когда под видом аутентичного образца лежит «произведение искусства».

Так что, судя по всему, не только частные коллекционеры по всему миру, но и профессиональные палеонтологи в самом Китае начинают осознавать масштаб проблемы. Правда, не совсем понятно, как ее решать. Китайские специалисты возлагают большие надежды на вступивший в силу с 2011 года закон «О мерах регулирования по защите окаменелостей» (Regulations on the Protection of Paleontologic Fossils), который ужесточает правила оборота окаменелостей и еще больше усложняет механизмы экспорта палеонтологических образцов из Китая. Но поможет ли это в борьбе с подделками пока не известно.

На иллюстрации: поддельный скелет Keichosaurus hui. Скелеты этих рептилий являются наиболее часто подделываемыми окаменелостями. Фото с сайта www.paleodirect.com.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>